Каталог статей
Поиск по базе статей  
Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Проблемы использования Интернета как инструмента PR в современной России

 

Проблемы использования Интернета как инструмента PR в современной России

 

 

Беляева Т.,
студентка Тверского государственного технического университета

Стялова И.,
доцент кафедры социологии и культурологии ТГТУ

Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №1 / 2003

Российский электронный PR имеет ряд особенностей по сравнению с другими странами. Эксперты называют XXI век веком коммуникаций. Обширность Российского государства, рассредоточенность экономики и трудности перехода к рыночным схемам хозяйствования делают вопрос о развитии коммуникации одним из самых актуальных.

загрузка...

 

 

Сегодня нет ничего важней, чем прямая коммуникация, а такая коммуникация и есть важнейший инструмент PR. Наиболее перспективное развитие PR сегодня — это развитие его в Интернете или e-PR (электронный PR). Как и любой другой вид PR, электронный PR служит задачам информирования аудитории, нахождения взаимопонимания с аудиторией и координации поведения аудитории. Все различие заключается в инструментах. В этом плане Интернет предлагает колоссальные возможности в выборе инструментов.

Электронный PR состоит из трех основных частей:

1. Web-PR, который включает:

  • интерактивные сайты, предоставляющие пользователю услугу FAQ -«быстрых вопросов и ответов»;
  • веб-конференции, проходящие в различных формах: и текстовых, и аудиальных, и визуальных [8, 22];
  • веб-презентации, представляющие собой интерактивные каталоги, доступные в Сети.

2. Net-PR, который включает:

  • электронную рассылку пресс-релизов. Такой пресс-релиз может быть не только текстовым документом, но и аудио- и видеофайлом, рисунком, посланным по электронной почте как вложение;
  • различные чаты, форумы (очень полезен способ коммуникации, когда все видят высказывания всех);
  • виртуальные организации в Интернете.

3.Online-PR — самое интересное и перспективное средство Интернета. К online-PR относятся:

  • возможность онлайнового доступа к оффлайновой информации. Например, статьи из газет на сайте;
  • онлайновое информирование с помощью сетевых информационных ресурсов;
  • электронная интерактивная база данных, доступная через Сеть. Online-PR позволяет специалистам гарантированно доставлять свою информацию целевой аудитории. Поэтому все возрастающее число российских компаний стремится использовать Интернет, как эффективное средство PR и рекламы [15, с. 99; 10]. Под эту категорию попадает более 2/3 заложенных в Сеть данных. Безусловно, этому способствуют огромные преимущества, предоставляемые Интернетом, к которым причисляют следующие:
  1. Быстрый и дешевый выход на международный рынок без открытия представительства в каждой стране [18, с. 36]. Уже сегодня Россия может осуществлять PR-кампании посредством сети Интернет в 150 странах мира. Новые технологии меняют характер PR-деятельности, делая PR более открытым для общественности. Интернет позволяет, например, той или иной компании оперативно и на глобальном уровне обратиться к потенциальному потребителю с самой разнообразной информацией [7, 18, 22].
  2. Интернет работает 24 часа в сутки, что особенно важно для кризисных PR [14, 15, 21].
  3. В Интернете вы можете изменять содержание вашей информации столько раз, сколько сочтете нужным [15, с.98]. К примеру, если по ходу кампании необходимо внести корректировки, то они могут быть сделаны на любом ее этапе [16, с. 37; 13].
  4. Сокращение расстояния между PR-специалистами и их аудиторией [11, с.17].
  5. Возможность получения, распределения, хранения громадных объемов информации, а также их ускоренная обработка.
  6. Интернет облегчает процесс взаимодействия как для клиентов, так и для самих PR-специалистов.
  7. Средства сети Интернет позволяют проводить PR-акции в режиме реального времени. Вот пример того, как компания может провести акцию по связям с общественностью. На форуме в Интернете был представлен Swiss Air. Его приход был заранее анонсирован на «Яндексе», и люди могли оставить в форуме свои вопросы. Представитель разговаривал с людьми в режиме реального времени, с теми, кого интересовала его компания. В подобных акциях принимают участие и представители политических кругов, руководители крупных предприятий и фирм, известные артисты, музыканты, певцы. «Живое» общение позволяет не только поделиться полезной информацией, но и понаблюдать за непосредственной реакцией заинтересованных людей [7,19].
  8. Через Интернет возможен анализ PR-деятельности конкурентов.

Российский электронный PR имеет ряд особенностей по сравнению с другими странами.

Во-первых, одной из актуальных проблем является недостаточное развитие в России самой сети Интернет как эффективнейшего средства передачи и обработки информации [5]. Россия по удельному весу в мировом компьютерном парке в середине 90-х гг. занимала 16-е место, а по количеству на душу населения — 34-е, значительно уступая промышленно развитым и новым индустриальным странам. По таким показателям, как суммарная мощность на душу населения, в середине 90-х гг. она занимала соответственно 18-е и 30-е места в мире [1, с.15].Наибольшее число пользователей в России сосредоточено прежде всего в Москве и Санкт-Петербурге, в меньшей степени в других городах. С работы в Интернет выходят 61% пользователей, из дома — 59% [9, 17]. По оценкам специалистов (количественные оценки различных организаций, занимающихся изучением Интернета в России, достаточно разнятся друг от друга), число пользователей Интернета в России увеличилось с 1,5 -3млн. человек в 1999 г. до 7,5—11,4 млн. человек в 2001 г. Активных пользователей где-то в два раза меньше. Из них в Москве в 1999 г. проживало порядка 25%, в Петербурге — 12%, на Урале —12%, в Поволжье — 10%, в Западной Сибири — 8%. По другой оценке, в 2001 г. на Москву приходилось 53—42% пользователей Интернета, на Санкт-Петербург — 13—19% [9, 20]. Среднероссийский пользователь Интернета очень сильно отличается от среднестатистического жителя России. В первую очередь по уровню благосостояния, уровню образования, технической подготовки; он скорее всего относится к категории новаторов. Так, средний доход российских Интернет-пользователей составляет 903 евро. Более трети пользователей (38%) имеют очень низкий для Европы доход — менее 500 евро [17, с. 98]. На начало 2001 г. в России эксплуатировалось более 4 млн компьютеров, отвечающих требованиям Интернета. Объем компьютерного рынка оценивался примерно в 1 млрд долл. По прогнозам специалистов, уже к 2003 г. в стране будет 9—10 млн компьютеров, а число пользователей услугами Интернета в России к 2005 г. может возрасти до 6 млн и к 2010 г. — до 26 млн, при этом уровень интернетизации страны достигнет 18%.

Таким образом, очевидно, что в ближайшее десятилетие России не удастся сократить разрыв с передовыми странами по степени развития информационных технологий и возможности доступа к мировым информационным ресурсам [1, с.15].

Во-вторых, долгое время отечественные компании сталкивались с проблемой информационного дефицита, так как процессы информационного обеспечения развиваются в России более медленными темпами, чем в странах с более развитой экономикой [1, 5].

В-третьих, в отличие от Запада, где главное в PR-кампании — конкретность и ориентация на конечный результат, в России часто работают на процесс, как правило, не отвечая за результат [3, с.11]. При проведении PR-кампаний с помощью Интернета данная проблема лишь усугубляется. Особое внимание необходимо уделять тому, есть ли рост узнаваемости или нет, растет коэффициент репутации или нет. В настоящее время данные задачи помогают решить рейтинги, которые становятся не только инструментом маркетинга и планирования, но и инструментом формирования имиджа, так как несут информацию о статусе фигуранта рейтинга относительно конкурентов. Это заставляет живо интересоваться результатом и работать над повышением рейтинга. Таким образом, рейтинг выступает как способ оценки эффективности PR-деятельности [4, с. 18].

В-четвертых, западный PR не ставит сверхзадач в отличие от российского, который всегда стремится к мировой экспансии. Особенностью России является то, что для нее характерен высокий эмоциональный настрой на прорыв. Несомненно, это очень важно: прорыв обеспечивает движение, но в первую очередь необходимо обращать внимание на разрешение проблем на более мелком уровне.

В-пятых, PR в России прежде всего средство борьбы за власть. Это же относится и к электронному PR. На сегодняшний день политический консалтинг превратился в весьма доходную сферу бизнеса. По подсчетам экспертов, 60—70% заказов в агентствах приходится на политические PR. В этом одно из существенных отличий российского рынка от западного, где лидируют финансовые и кризисные PR [15, с. 114].

В истории российского политического PR политические консультанты активно приступили к освоению такого информационного канала как Интернет с 1998г. [6]. В связи с тем, что политический консалтинг стал сегодня одной из самых востребованных и энергоемких ветвей PR, и в Интернете более 50% PR-информации носит политический характер [15, с.114].

К серьезным проблемам развития электронного PR следует отнести распространение «черного» PR. Интернет предоставляет широчайшие возможности по «вбросу» компромата, распространению «черного» PR . Политические скандалы все чаще провоцируются компьютерными версиями [6, с. 367] .

В-шестых, в экономическом секторе PR заметно уступает рекламе и в целом маркетингу, так как уровень и востребованность бизнес-PR напрямую зависят от стабильности отечественного экономического рынка [2, 14].

В-седьмых, зачастую электронный PR в России представляет собой лишь электронные версии уже существующих проектов. PR в Интернете следует рассматривать как дополнительное эффективнейшее средство к комплексу мероприятий PR-кампании. Среди обилия информации в Интернете главное — не затеряться в безбрежных просторах Сети. Выполнению этой цели могут служить различные факторы воздействия: анимация, звуковое сопровождение, которые концентрируют внимание пользователя на необходимых аспектах. Звуковое сопровождение воздействует на подсознание, ненавязчиво формируя настроение и удерживая пользователей на страничках. Поэтому главными требованиями для PR-кампаний в Сети выступают:

  • формирование положительного мнения;
  • запоминаемость;
  • информативность;
  • удобство в восприятии информации.

В России электронный PR не всегда отвечает этим требованиям. Широчайшие возможности Интернета используются весьма однонаправленно и скудно. В основной массе компании используют Интернет для размещения электронного бюро новостей [15, с. 107].

В-девятых, отдельно следует упомянуть проблему отсутствия профессионалов с образованием по созданию виртуального представительства компаний. Казалось бы, желание быть первыми на развивающемся рынке Интернет-PR уже давно должно было привести туда большое количество специалистов PR и PR-агентств, но Интернет как PR-площадка пользуется пока популярностью у очень узкого круга специалистов этого рынка [23, с. 10]. Здесь очень важно отличать PR от рекламы и в целом маркетинга, с которыми их нередко смешивают, когда по незнанию, а когда и из соображений выгоды. Неясность возникает еще и потому, что для создания и передачи своих сообщений специалисты PR могут использовать те же инструменты, те же носители массовой информации и даже те же самые технологии, что и вышеуказанные дисциплины, особенно, это относится к такому средству массовой коммуникации, как Интернет. По данным опроса, осуществленного журналом «Советник», из 22 PR-агентств всего 10 ответили утвердительно на вопрос: «Пользуетесь ли вы услугами Интернета?» Проблема, однако, все больше в том, как PR-агентства используют богатые возможности Сети. В современном российском обществе нельзя игнорировать, что Интернет — мощный инструмент для PR, который позволяет выстроить доверительные отношения и положительный образ и, главное, установить двухсторонний контакт с большой аудиторией в режиме реального времени. Сегодня очень популярны пресс-конференции в режиме реального времени, которые предоставляют возможность прямого контакта с аудиторией. Интерактивность позволяет получать обратную связь, что является важным моментом в PR-деятельности [11].

Таким образом, проблемами современной России по использованию сети Интернет в PR-деятельности являются: во-первых, то, что немногие PR-операторы осознали важность использования в своем бизнесе новейшего технического средства обработки и передачи информации; во-вторых, не используют в полной мере возможности, предоставляемые Интернетом; в-третьих, многие совершенно не различают границы рекламы, маркетинга и PR в Интернете; в-четвертых, одной из насущнейших проблем является засилие политической PR-информации в Интернете. Проявляя пассивность и неоправданный консерватизм, российские PR-деятели упускают из вида одно из эффективнейших средств PR-акции — Интернет. Совсем немногие PR-операторы России осознали важность использования в своем бизнесе новейшего технического средства обработки и передачи информации. Для них оперативность получения различных сообщений, почти мгновенная связь с клиентом и многое другое стали вполне привычным делом [15, с. 110], [12].

Литература

  1. Андрианов В. Россия в мировом процессе развития средств связи, компьютеризации и информатизации // Экономист. — 2001. — №8. — С. 11—16.
  2. Антипов К. От PR к рекламе, от локальной идеи — к продукту// Маркетолог. — 2000. — № 12. — С. 38—39.
  3. Арацкая Н. Русский PR наступает...// Реклама. Advertising. — 2000. — № 5—6. — С. 10—11.
  4. Бахарева Э.Л. Роль рейтингов в деятельности по связям с общественностью // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 1. — С. 18—28.
  5. Болотов Э., Шумаев В. Проблемы информатизации // Экономист. — 2001. — № 2. — С. 64—68.
  6. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учеб. пособ. — М.: ФАИР-ПРЕСС, — 2001. — 624 с.
  7. Бушуева Л.И. Роль Интернет-услуг в практической маркетинговой деятельности // Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 4. — С. 67—82.
  8. Варакута С.А., Егоров Ю.Н. Связи с общественностью: Учеб. пособ. — М.: ИНФРА-М, 2001. — 246 с.
  9. Голубков Е.П. Использование Интернета в маркетинге // Маркетинг в России и за рубежом. — 2002. — № 3. — С. 109—116.
  10. Кайгородов В. Интернет и реклама. Провода и сникерсы-2// Маркетолог. — 2000. — № 12. — С. 40—41.
  11. Кинсел Э. Виртуальные деньги должны материализоваться // Реклама. Advertising. — 2000. — № 4. — С. 16—17.
  12. Лайдинен Н.В. Руководители агентств по связям с общественностью о современном состоянии рынка PR в России //Маркетинг в России и за рубежом. — 2001. — № 3. — С. 84—92.
  13. Мамыкин А.А. Стратегия и тактика маркетинга в Интернет // Маркетинг в России и за рубежом. — 2000. — № 2.
  14. Мациол А., Рембаш Б. Электронная торговля // Маркетолог. — 2000. — № 12. — С. 26—33.
  15. Пашенцев Е.Н. Паблик рилейшнз: от бизнеса до политики. — М.: Изд-во «Финпресс», 2000. — 240 с.
  16. Пименов Ю.С. Использование Интернета в системе маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 1. — С. 36—47.
  17. Российский рекламный вестник. — 2001. — № 5. — С. 98.
  18. Румянцев М. Интернет-магазины : где рекламировать?// Реклама. Advertising. — 2000. — № 5—6. — С. 36—37.
  19. Сергеева С.Е. Средства «Яндекс» как инструменты маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом . — 2002. — № 1. — С.31—37.
  20. Торговая газета. — 2001. — № 5. — С.5.
  21. Трошенкова М. Секреты виртуального интервью. Эффективные маркетинговые исследования в Интернете// Маркетолог. — 2000. — № 12. — С.46—48.
  22. Филиппова Т.В. Интернет как инструмент социологического исследования //СоцИс. — 2001. — № 9. — С. 115—122.
  23. Чернявский А. Сетевая реклама, плюсы и минусы// Реклама. Advertising. — 2000. — № 3. — С. 10—11.

Статья получена: Клерк.Ру
загрузка...

 

 

Наверх


Постоянная ссылка на статью "Проблемы использования Интернета как инструмента PR в современной России":


Рассказать другу

Оценка: 4.0 (голосов: 16)

Ваша оценка:

Ваш комментарий

Имя:
Сообщение:
Защитный код: включите графику
 
 



Поиск по базе статей:





Темы статей






Новые статьи

Противовирусные препараты: за и против Добро пожаловать в Армению. Знакомство с Арменией Крыша из сэндвич панелей для индивидуального строительства Возможно ли отменить договор купли-продажи квартиры, если он был уже подписан Как выбрать блеск для губ Чего боятся мужчины Как побороть страх перед неизвестностью Газон на участке своими руками Как правильно стирать шторы Как просто бросить курить

Вместе с этой статьей обычно читают:

Политическое поисковое продвижение: интернет как инструмент предвыборной гонки

Никогда не говорите «никогда». Никогда не говорите, что вы вне политики. Если вы не интересуетесь политикой, будьте уверены, что она интересуется вами.

» Продвижение и оптимизация - 2824 - читать


Интернет как он&nb p;есть

Новый выпуск мы начинаем со спокойным сердцем — за минувшую неделю в Сети никто ничего не украл, никому не навредил. Так что можно заранее настраиваться на оптимистичный лад. На днях завершился правовой спор о доменном имени iTunes.co.uk, инициированный компанией Apple в декабре прошлого года.

» Интересное в сети - 2459 - читать


Евгений Чичваркин про размер бюстов официанток как инструмент повышения успеха ресторанов

Хостес в ресторане должна иметь бюст не меньше третьего размера. А еще лучше, если она будет иметь пятый размер — это должна быть женщина с широкими бедрами и большой грудью. Неважно, пришел человек на бизнес-ланч или романтическую встречу, деловой ужин или просто выпить кофе.

» Маркетинг - 2533 - читать


Дураки и дороги онлайн. Основные проблемы российского интернет-бизнеса

Компания Google показала всем, как можно зарабатывать огромные деньги на армии пользователей благодаря интернет-рекламе: выручка Google за 2005 год составила $6,14 млрд, из которых более 98% пришлось на рекламу. Российские интернет предприниматели особых путей не ищут. В России неразвитость интернет-торговли обусловлена прежде всего плохой инфраструктурой — отсутствием развитой системы безналичных расчетов для частных лиц и практически неработающими в федеральном масш ...

» Бизнес в Интернете - 2708 - читать


Интернет как среда и инструмент реализации паблик рилейшнз

Интернет как среда и инструмент реализации паблик рилейшнз Герасимюк Т.,руководитель PR-отдела Интернет-агентства Promo.ru Соломович Т.,специалист PR-отдела Опубликовано в номере: Маркетинг в России и за рубежом №5 / 2002 Паблик рилейшнз (связи с общественностью, сокращенно PR) является одним из элементов комплекса интегрированных маркетинговых коммуникаций. Основная цель PR — это обеспечение взаимопонимания и взаимного сотрудничества людей, участвующих в информационном обм ...

» Управление и менеджмент - 3563 - читать



Статья на тему Бизнес и финансы » Управление и менеджмент » Проблемы использования Интернета как инструмента PR в современной России

Все статьи | Разделы | Поиск | Добавить статью | Контакты

© Art.Thelib.Ru, 2006-2024, при копировании материалов, прямая индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Энциклопедия Art.Thelib.Ru